Устройство велосипеда
» » Устройство велосипеда

Устройство велосипеда

Опубликовано:

СОДЕРЖАНИЕ

Рама — несущая конструкция велосипеда

Колеса — движущая сила байка

В зависимости от вида велосипеда, на его колеса могут быть установлены различные типы покрышек

Система управления велосипедас

Из чего состоит велосипед: устройство тормозов и трансмиссии

Заключение

 

Велосипед — это удобное, экологичное и практичное средство передвижения, которое прочно вошло в жизнь современного человека. Основные детали и конструктивные составляющие любого байка, будь то горник, шоссейник, кросс-кантри, bmx или другой его вид, неизменно идентичны. Два колеса, руль, седло, рама, цепь и педали — это все, что известно простому обывателю о строении велосипеда, однако его конструкция не так проста как кажется. Как устроен велосипед будем разбираться в этой статье.

схема устройства велосипеда
Схема устройства велосипеда

Рама — несущая конструкция велосипеда

Устройство велосипеда во многом схоже с автомобильным: и тот и другой транспорт оснащен несущей конструкцией — опорой, на которую крепятся все основные и дополнительные узлы. И если у машины это кузов, то у байка — рама, представленная ромбовидным остовом и сваренная из следующих элементов:

  • подседельная труба;
  • верхние перья;
  • нижние перья;
  • закрытые трубы (верхняя и нижняя);
  • открытая передняя изогнутая труба.

 

Материал, используемый для изготовления рамы, играет не последнюю роль в вопросах долговечности и удобства эксплуатации:

  • Сталь используют в конструкции сити-байков, предназначенных для езды по ровным дорогам. Материал имеет высокую ударопрочность, но обладает низкими показателями гибкости и большим весом.
  • Алюминий используется в конструкции более дорогих велосипедов, поскольку он является не только прочным, но и легким, а также гибким материалом, создающим пассивную амортизацию.
  • Горные, шоссейные и спортивные байки с рамами из карбона — углеродного волокна относят к премиум сегменту. Такие велосипеды обладают отличной маневренностью, легкостью, динамичностью.

Колеса — движущая сила байка

Говоря о составляющих велосипеда, невозможно не упомянуть колеса, которые за счет вращения позволяют ему развивать скорость. Как правило, любой байк имеет задний привод, который приводит в движение заднее колесо, а переднее — ведомое, отвечает за удержание рамы в вертикальном положении и управление.

Колесо, как деталь велосипеда, почти не претерпело изменений с момента его изобретения и состоит из следующих элементов:

  • Обод — алюминиевое кольцо, прикрепленное через спицы к втулке, берет на себя динамические нагрузки. Кроме того, поскольку спицы изготавливаются из легкого сплава с напылением, то обод призван еще и защитить их от повреждений.
  • Втулка — важнейшая часть колеса велосипеда, состоит из оси, комбинации шайб и подшипников. Главное предназначение — создавать и удерживать крутящий момент, участвуя в раскрутке колеса.
  • Шина — часть колеса, которая непосредственно контактирует с дорожным покрытием; состоит из камеры — полого резинового резервуара, нипеля — устройства, через которое проходит воздух и покрышки — внешней (видимой) части шины.

 

В зависимости от вида велосипеда, на его колеса могут быть установлены различные типы покрышек:

  • на шоссейники и сити-байки — слики и полуслики;
  • на горники — агрессивные покрышки с выраженным рисунком протектора;
  • на дорожники — покрышки со средним протектором.

Говоря о том, из чего состоит колесо велосипеда, необходимо также отметить катафоты — специальные светоотражающие вставки на спицы оранжевого цвета, отвечающие за безопасность.

 

Система управления велосипеда

Схему велосипеда невозможно представить без системы управления, основным элементом которой является рулевой узел, включающий следующие элементы:

  • вилка — узел, соединяющий переднее колесо и руль;
  • вынос — деталь, определяющая расстояние от рамы до руля;
  • рулевая колонка — обеспечивает свободное вращение вилки.

Важнейшая составная часть велосипеда — руль представляет собой изогнутую трубу с прикрепленной к ней вертикальным штоком. В зависимости от формы все велосипедные рули можно разделить на:

  • бараны (у шоссейников);
  • изогнутые вверх;
  • изогнутые вниз;
  • прямые (у гибридов).

 

Из чего состоит велосипед: устройство тормозов и трансмиссии

Трансмиссия является важнейшей и сложнейшей системой велосипеда. В состав этого узла входит множество различных элементов:

  • задние и ведущие звезды трансмиссии — детали велосипеда, которые крепятся к заднему колесу (его втулке). Большие звезды отвечают за низкие передачи, а маленькие — за высокие;
  • кареточный узел — расположен в нижнем стакане рамы и соединяет передние звезды и шатунную пару, обеспечивает свободное вращение педалей;
  • педали — специальные опоры для ног, вращение которых приводит велосипед в движение;
  • цепь — соединительное звено между задними и передними звездами;
  • манетки — это закрепленные на руле переключатели скоростей, осуществляющие переброс цепи. Конструкция синглспида манеток не предусматривает, а сама его цепь намного короче;
  • шатуны — соединяют педали и каретку, всегда идут в комплекте со звездами или передней звездой, которая закреплена на правом шатуне;

Тормозная велосипедная система отвечает за своевременное торможение этого транспорта. Современные модели байков оснащаются тормозами трех видов:

  1. Клещевые с боковой тягой — зажимные скобы с колодками, которые воздействуя на колесо, замедляют его вращение. Скобы сдвигаются за счет надавливания на рычаг, при ослаблении давления — раздвигаются обратно.
  2. V- break (векторные) — принцип действия этой тормозной системы схож с клещевой. Единственное отличие в закреплении скоб: к перьям — для заднего тормоза, к вилке — для переднего, за счет чего обеспечивает более высокая точность и сила торможения.
  3. Дисковые — состоят из диска, закрепленного на втулку, привода с тросиком и рычагом, а также калиперов, на которых и закрепляются тормозные колодки. При нажатии ручки колодки прижимаются к диску и происходит торможение.

 

Заключение

Конструкция байка — сложный механизм со множеством деталей, элементов и узлов. Зная, из чего состоит велосипед можно самостоятельно произвести диагностику и обслуживание запчастей.